Прощание с «тушкой»

Разрушение Ту-154 на ВДНХСвидетелями примечательной сцены стали москвичи, гулявшие по ВВЦ в минувшую субботу. Самолет Ту-154, с середины 60-х годов красовавшийся перед павильоном «Космос», распиливали на кусочки и увозили в неизвестном направлении. Администрация объяснила, что еще неделя – и макет вполне мог бы рухнуть на одного из игравших под ним детей. Однако эксперты убеждены, что самолет разобрали в угоду коммерческим интересам застройщиков.

Субботним днем посетителей ВВЦ ожидал неприятный сюрприз. Прямо у них на глазах машина специальными клещами растаскивала на кусочки один из главных символов ВДНХ – макет Ту-154, десятилетиями стоявший у павильона «Космос». «Их не разбирали, не увозили, не убирали втихаря под покровом ночи, а именно рушили, в выходной, днем, при большом стечении народа, рушили то, что я знаю и люблю с детства, то, что для меня и для многих является одним из символов ВДНХ, этого приятного места, где когда-то можно было просто гулять, – рассказывает москвичка Ирина Смирнова. – Многие пожилые люди не могли смотреть, вытирали слезы, как будто какое-то существо, старое, но еще живое, терзали на их глазах».

Сейчас весь мусор, естественно, убран, а редкие в этот холодный и пасмурный день посетители ВВЦ неодобрительно качают головами: кажется, вскоре от главной выставочной площадки страны ничего не останется. «Этот самолет всегда был местом встреч, ориентиром для влюбленных, – рассказала «НИ» официантка кафе по соседству Евгения Курова. – Я его еще в три года запомнила, когда с родителями гуляла. Кому он мог мешать – ума не приложу».

Разрушенный Ту-154 – не только часть детских воспоминаний миллионов москвичей, но и важная веха в отечественном авиастроении. «Это уничтожение истории авиации, исторической памяти, научно-технического куража, когда нам казалось, что мы все можем. По-другому я это не могу расценивать, – поделился с «НИ» летчик-испытатель, заслуженный летчик России Александр Акименков. – Ту-154 – это шедевр инженерной мысли, эпохальный серийный самолет. Значительная часть перевозок до сих пор держится на нем».

Официальной причиной сноса самолета администрация ВВЦ назвала сильную изношенность конструкций и большую вероятность обрушения. «Оставлять его в том состоянии, в котором он был на момент демонтажа, просто опасно, – рассказала «НИ» главный специалист пресс-центра ВВЦ Анна Петрова. – Там постоянно играли дети, так что лучше уж пусть нас упрекают в разрушении самолета, чем в том, что крыло отвалилось и на ребенка упало. Думали перевезти его на задворки ВВЦ или на месте разобрать аккуратно, но это оказалось невозможным. Самолет оказался настолько изношенным, что стоило к нему прикоснуться, как он начал разваливаться».

Задолго до демонтажа макет хотели передать в какой-нибудь музей. «Мы вели разговоры о выкупе самолета еще в конце прошлого года, однако диалог с администрацией ВВЦ закончился ничем, – сообщил «НИ» сотрудник Музея техники Вадима Задорожного Артем Корнев. – У нас не хватало денег на транспортировку макета, да и места в музее маловато. Хотя получить такой экспонат было бы очень неплохо».

Впрочем, эксперты сомневаются, что Ту-154 мог настолько резко прийти в негодность. «Я был на ВВЦ в прошлом году и как раз проходил мимо этого самолета. Никакого аварийного состояния я там не заметил, его просто надо было перекрасить. На дюраль, конечно, влияет агрессивная окружающая среда, но не до такой степени. Ту-154 летают по 30 лет, в джунглях – что ему сделает столичный дождик или выхлопные газы? – пояснил «НИ» Александр Акименков. – Вспоминается случай, когда Никита Хрущев подарил Ил-18 Джавахарлалу Неру. Самолет поставили на одной из площадей Дели. А в Индии водятся особо озверевшие термиты, которые сгрызли все нутро самолета, да так, что он пришел в полную непригодность. Не думаю, что на ВВЦ настолько же агрессивная внешняя среда. А если она способна за год довести самолет до кошмарного состояния, то как же она тогда влияет на отдыхающих москвичей?»

Ирония заключается в том, что еще в конце апреля пресс-секретарь ВВЦ Олег Гладышев официально назвал слухами информацию о грядущем сносе Ту-154 и пообещал, что « макеты советских гражданских самолетов убраны не будут». «Тогда была проведена экспертиза, которая показала, что есть возможность самолет подремонтировать, – рассказала «НИ» Анна Петрова. – Мы провели еще одну проверку, которая выявила, что ремонту самолет, увы, не подлежит». Впрочем, эксперты считают, что экспертиза экспертизе рознь. «Скорее всего, ВВЦ станет полностью коммерческим проектом, – пояснил «НИ» председатель Комитета защиты москвичей Сергей Митрохин. – И вслед за «изношенными» самолетами на привлекательных территориях уберут и остальные памятники».

Есть и еще вопрос, который волнует местных жителей: что будет с макетами Як-42 и ракетой «Восток», которые пока еще держат оборону. Як-42, выкупленный компанией «Фрэш-Медиа», ожидает переселение на задворки ВВЦ, где его превратят в «инвестиционный проект». Ракету, как заверили «НИ» в пресс-службе ВВЦ, никто трогать не собирается. Однако гарантий, не повторят ли символы полета авиаконструкторской мысли судьбу несчастной «тушки», нет.

АННА СЕМЕНОВА,
ЛАРИСА БОЧАРОВА
«Новые Известия»

1 Комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *