МиГ-25БМ на МАКС-2015

mig25bm_3
На МАКС 2015 в экспозиции «Легенды авиации» демонстрировался самолет прорыва ПВО МиГ-25БМ. Он был оснащен подфюзеляжным подвесным топливным баком. А вот подкрыльевые пилоны с авиационными катапультными устройствами АКУ-58, используемые для пуска ракет, были демонтированы.
Интересна история создания этого необычного самолета:
При разработке МиГ-25 предусматривалось создание варианта самолета, способного нести баллистическую ракету для поражения искусственных спутников Земли либо крупных морских или наземных целей на дальности в несколько сотен километров. Такой самолет проектировался в 1970-х гг. под шифром Е-155ВК. В те же годы наиболее перспективным способом преодоления ПВО противника разведчиками МиГ-25Р и МиГ-25РБ было признано вооружение их ракетами класса «воздух-РЛС». Поскольку первые советские ракеты этого класса весили несколько тонн, то оба эти направления опытно-конструкторских работ переплелись. Чуть позже появилась более легкая противорадиолокационная ракета Х-58, которая при некоторых доработках могла быть использована с МиГ-25. Проект разведчика, дополнительно оборудованного парой таких ракет, разрабатывался под шифром Е-155К. Позднее, в 1977 г. он вылился в техническое предложение по созданию самолета МиГ-25Б с разведывательно-ударным комплексом «Эспадрон», в состав которого входили: РЛС бокового обзора «Шомпол», новая станция радиотехнической разведки, тепловизор, ракеты класса «воздух-РЛС». Однако с 1974 г. военные решили разделить задачи разведки и подавления средств ПВО и создать узкоспециализированный самолет МиГ-25БМ, оснащенный четырьмя Х-58 и более совершенными средствами радиопротиводействия.
Для этой машины был создан противорадиолокационный комплекс «Ягуар» в составе аппаратуры «Сыч-М», предназначенной для целеуказания головкам самонаведения противорадиолокационных ракет, станции радиотехнической разведки «Береза-Л», станций постановки активных помех «Сирень-1Д-0Ж» и «Лютик». Основное вооружение самолета составляли ракеты Х-58 (Х-58У), но сохранялась возможность подвески авиабомб как на МиГ-25РБ. Конструктивно новая модификация самолета отличалась удлиненной на 0,72 м носовой частью фюзеляжа, в которой размещались средства радиопротиводействия и аппаратура для обеспечения применения ракет.
На самолете МиГ-25БМ также устанавливалась станция общей радиотехнической разведки «Тангаж» позволявшая определять тип РЛС и их местоположение с точностью 10-30 км. Запись данных производилась на магнитную ленту и обрабатывалась на земле.
Элементы комплекса оборудования МиГ-25БМ проходили в 1974-76 гг. испытания на двух МиГ-25РБ (№0303 и №0401, соответственно, бортовые номера «303» и «401» синего цвета). Опытный МиГ-25БМ построили путем переделки серийного МиГ-25РБВ с укороченным заводским №2047 (синий бортовой «47») в 1976 г. Первый вылет на нем 27 января 1977 г. выполнил летчик-испытатель А.П.Щелкунов. Самолет проходил Государственные испытания в 1977-80 гг. В 1981 г. был принят на вооружение с четырьмя ракетами Х-58У. В ходе испытаний были выявлены некоторые особенности. Так, поскольку в качестве целей использовались реальные работающие РЛС, на конечном участке полета ракеты их выключали, а факт «поражения» должен был определяться с помощью телеметрической аппаратуры, установленной на ракете вместо боевой части. Однако нередко ракеты Х-58У поражали локатор прямым попаданием даже при выключенном излучении, после чего он ремонту уже не подлежал.
Для МиГ-25БМ максимальная дальность захвата цели составляла 400 км, и дальность пуска — 200 км и не зависела от высоты полета. Самолет с 4 Х-58У набирал 20000 м. Максимальная высота полета зависела от температуры воздуха в стратосфере. При полете с ракетами ПТБ не использовали, потому что у них скоростные ограничения М=1,5 и их после выработки топлива необходимо сбрасывать.
Время управляемого полета Х-58У ограничивалось емкостью бортовых аккумуляторных батарей ракеты. Поэтому во время испытаний ракеты пускали и с 300 км, а в войсках ограничили дальность — 200 км, учитывая хранение.
МиГ-25БМ строился в Горьком с 1982 по 1985 год. Авиазавод выпустил 40 самолетов.
Несколько МиГ-25БМ были поставлены ВВС Ирака в 1986-88 гг. Самолет применялся в ирано-иракской войне.
Обучение на МиГ-25БМ происходило в 4-го ЦБПиПЛС, г.Липецк.
В ВВС СССР МиГ-25БМ базировались в трёх полках: 931-м ОГРАП (Группа советских войск в Германии, Вернойхен), 10-м ОРАП (Белорусский ВО, Щучин) и 164-м ОРАП (Северная группа войск, Бжег, Польша).
19 сентября 1986 года именно из аварийного МиГ-25БМ 10-го орап (Щучин) на высоте 16200 м катапультировался капитан Г.В.Шепелев. Парашют раскрылся на высоте 3000 м. Это одно из самых высотных успешных катапультирований в мире.
В 1989 году аэ из Бжега вошла в состав 151 полка РЭБ, который был уже в Щучине. В 1990 в этот же полк в качестве 3 аэ пришла эскадрилья МиГ-25БМ из Вернойхена. В 1992 году 151-й отдельный ав­иац­ион­ный полк рад­ио­э­лек­т­рон­ной борьбы был расформирован. Вся техника перегонялась на ав­иа­ре­мон­т­ный завод в Барановичи, где была утилизирована (в т.ч. 27 МиГ-25БМ). В 1993 были переданы на утилизацию и МиГ-25БМ 10-го орап.
Помимо Жуковского МиГ-25БМ сейчас можно встретить в Таганрогском музее авиационной техники и Минском музее авиационной техники (Белоруссия).

mig25bm_4mig25bm_1mig25bm_3mig25bm_2

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *