Поисковики подняли со дна Керченского пролива Kittyhawk

6 мая 2017. Во время подъема американского истребителя Kittyhawk Р-40 времен Великой Отечественной войны со дна Керченского пролива экипажем плавучего крана, задействованного на строительстве мостаПоисковики подняли со дна Керченского пролива в 6 км от таманского берега одномоторный американский истребитель времен Второй мировой войны Curtiss P-40, известный под названием Kittyhawk. Эти самолеты поставлялись из США и Великобритании в СССР по программе ленд-лиза с конца августа 1941 года по декабрь 1944-го, всего за это время Советским Союзом было получено 2425 машин.
Экипаж плавучего крана, задействованный в основных строительно-монтажных работах Керченского моста, помог поисковикам поднять самолет, который обнаружен на дне за периметром большой стройки. Также в процессе поднятия участвовали водолазы, привлеченные ранее для строительства моста.
«Служба капитана морского порта Кавказ оказала максимальное содействие. Для каждого из нас это дань памяти воинам, которые сражались за наше будущее. Мы знаем, какие ожесточенные бои шли на берегах и в проливе, знаем цену этой победы и храним память об этом подвиге», — приводит портал «Крымский мост» слова капитана плавучего крана Игоря Демьяненко.

Краном с глубины 9 м был поднят фюзеляж с крыльями и хвостовой частью весом более 3,5 тонны. Сохранилось вооружение: шесть пулеметов Browning M2 калибра 12,7 мм с боекомплектом. Частично уцелели приборная доска и кресло пилота, а также двигатель с маркировкой. Она поможет установить точную принадлежность воздушного судна, обстоятельства его гибели и судьбу летчика.
По предварительным данным, истребитель пролежал на дне более 70 лет. Подводные исследования поисковиков позволили предположить, что боевая машина служила в штурмовом авиаполку ВВС Черноморского флота СССР и принимала участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в 1943 году.
«Во время очередного боевого вылета самолет мог быть поврежден зенитной артиллерией противника. Он лежал на дне носом к таманскому берегу. Видимо, пилот до последнего пытался дотянуть его до своей базы. Самолет не рухнул в пролив. Это видно по корпусу, который сохранил форму. Скорее всего, летчик смог посадить машину на воду и, возможно, выжил», — рассказал руководитель поисковой экспедиции «Большой десант – 2017» Александр Елкин.
Операция по подъему самолета стала одним из этапов двухнедельной поисковой экспедиции, посвященной 72-й годовщине победы в Великой Отечественной войне. Экспедиция объединила энтузиастов — поисковиков и дайверов из Москвы, Тулы, Владимира, Сочи, Самары, Тольятти, Харькова. Они обследуют затонувшие в военное время морские и воздушные суда, ведут поиск останков бойцов, погибших в боях за Крым.
Энтузиасты планируют привести поднятый со дна истребитель в порядок и установить его на одной из исторических площадок Керченского полуострова, посвященных подвигу советских военных, сражавшихся в Великой Отечественной войне. Пока же боевая машина будет храниться в Керченской крепости.
Керченский и Таманский полуострова являлись зоной интенсивных боев в годы Великой Отечественной войны. А в период с 31 октября по 11 декабря 1943 года в Керченском проливе развернулась одна из крупнейших десантных операций в истории ВОВ — Керченско-Эльтигенская, когда советские войска предприняли попытку отбить Керченский полуостров у гитлеровской армии. В той операции с советской стороны участвовало более 130 тыс. бойцов, свыше 250 кораблей и больше тысячи самолетов.
Перед началом строительства Крымского моста вся территория была разминирована. Саперы обследовали более 600 га суши и акватории, где впоследствии развернулись строительно-монтажные работы. В результате было обнаружено и обезврежено более 700 минометных мин, ручных гранат и фугасных авиабомб времен ВОВ.
В конце апреля 2017 года жители в подмосковных Люберцах во время субботника обнаружили снаряд времен Великой Отечественной войны. Сообщалось, что найденный минометный снаряд является боевым.
Два месяца назад, 9 марта 2017 года, в городе Фрязино Московской области в одной из квартир обнаружили и обезвредили боеприпасы времен ВОВ. Как заявила пресс-служба Росгвардии, в квартире обнаружили мины, гранаты, боевые запалы, два патрона и 1,3 кг взрывчатого вещества. Изъятые предметы переданы в отдел полиции для проведения экспертизы.
В январе 2017 года сообщалось, что в течение 2016 года на территории Подмосковья обнаружили и обезвредили 603 боеприпаса времен ВОВ. В основном боеприпасы находили во время строительных и дорожных работ. Чаще всего их обнаруживали в Волоколамском, Клинском, Лотошинском Можайском, Наро-Фоминском, Рузском и Солнечногорском районах.

1 Комментарий

  1. Когда читаешь подобные сообщения об очередной находке остатков авиационной техники времён Великой Отечественной, то первой мыслью является тревога о том, удастся ли их на этот раз сохранить для тех людей в НАШЕЙ стране, которым судьба таких боевых реликвий глубоко не безразлична. И тревога эта, к большому сожалению, весьма обоснованная.
    Дело в том, что десятки и десятки подобных находок, особенно хорошо сохранившихся, «уплывают» за кордон для последущей реставрации или просто перепродажи частным зарубежным коллекционерам, которые очень хорошо представляют себе их цену.
    Хорошо знают им «цену» и те ушлые ребята у нас, которые выступают посредниками в этом процессе. Самолёты просто «тихо» исчезают с мест раскопок, складов временного их хранения и даже из музеев… Примеров таких можно назвать множество. Сохранить для наших музеев удалось буквально единицы раритетной авиатехники (и особенно зарубежной), найденной, поднятой и доставленной к местам хранения ценой немалых усилий настоящих энтузиастов, поисковиков и просто любителей авиационной истории, занимающихся своим делом совершенно бескорыстно.
    Хочется надеяться, что все те «ответственные » товарищи, от которых зависит дальнейшая судьба этой очередной ценной находки будут вести себя достойно.

    Г.К.
    историк авиации, офицер запаса ВВС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *