Сто лет исполнилось российскому четырехмоторному самолету «Илья Муромец»

Самолет "Илья Муромец" на музейной стоянке в подмосковном МониноРовно век назад совершил под Санкт-Петербургом первый полет знаменитый российский самолет «Илья Муромец».
Он стал прототипом многих четырехмоторных лайнеров ХХ столетия в разных странах и принес славу своему конструктору и летчику Игорю Сикорскому.
Как рассказал ИТАР-ТАСС ведущий специалист научного сектора Российского военно-исторического общества (РВИО) Константин Пахалюк, первый полет был тренировочным, а через два дня, 12 декабря, на самолете подняли груз в 1,1 тонны, что для того времени стало грандиозным рекордом.
За этим последовали еще, по меньшей мере, два рекорда:
12 февраля 1914 года на «Илье Муромце» поднялись в воздух 16 человек и собака
17 июня был совершен перелет Санкт-Петербург — Киев, увенчавшийся настоящим триумфом
Главному конструктору Игорю Сикорскому было всего 24 года, и свой самолет он в большинстве полетов пилотировал сам. «Илья Муромец» считается первым в мире серийным четырехмоторным самолетом. Правда, у него был предшественник — «Русский витязь», созданный Сикорским в начале того же 1913 года.
«Уже тогда его успех был замечен Николаем II, — отметил К.Пахалюк, — а Государственная Дума премировала конструктора очень большой суммой в 75 тыс. царских рублей. Но вскоре случилась авария: во время конкурса военных аэропланов над «Русским Витязем» пролетал другой самолет, и как назло, внезапно отвалившийся двигатель упал с него прямо на крыло «Витязя». Сикорский при этом не пострадал и занялся новым проектом».
«Илья Муромец», действительно оказался огромным тяжёлым бомбардировщиком, не имевшим на момент создания массовых аналогов
Огромный по тем временам самолет имел размах крыла 31 метр, длину 19 метров и был оборудован четырьмя двигателями. Сначала это были немецкие «Аргусы», по 140 лошадиных сил каждый. »
Муромец» представлял собой деревянный биплан с моторами на нижнем крыле. Для того времени машина была на передовом уровне научной мысли. Сначала поставили и «третье крыло», но испытания не подтвердили его пользы.
«Илья Муромец» проектировался одновременно как бомбардировщик и как пассажирский самолет, и если бы история развиваласьиначе, тогда же и было бы положено начало регулярной пассажирской авиации в России. Но началась Первая мировая война.
«Сразу после полета Петербург-Киев было принято решение поставлять эти самолеты в войска, — рассказал Константин Пахалюк. — Первое время они действовали разрозненно, потом решили их объединить в эскадру воздушных кораблей под командованием Михаила Шидловского, крупного промышленника, которого произвели сразу в генерал-майоры».
В феврале 1915 года «Илья Муромец Киевский» под командой штабс-капитана Горшкова впервые произвел бомбардировку Восточной Пруссии.
«Муромец» использовался как бомбардировщик и разведчик, на нем была установлена фотоаппаратура для аэрофотосъемки и пулеметы, чтобы отбиваться от противника.
Общее число выпущенных самолетов историки оценивают в 60 штук, однако в боевых действиях приняло участие около 40 бомбардировщиков. Вместо немецких моторов, поставили английские «Санбим» и французские «Рено», а также пытались производить свои.
После революции в России, Игорь Сикорский продолжил свою деятельность в эмиграции, в частности в США, где прославился и вертолетами.
Четырехмоторные самолеты оказались не самыми распространенными, в том числе, по причине появления более мощных двигателей.
Но с четырьмя двигателями успешно производились американские «летающие крепости», советские дальние бомбардировщики, а во второй половине ХХ века — многие пассажирские турбовинтовые лайнеры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *